08.07.2015 — 10.07.2015

15:45             15:45

Кураторский стейтмент программы «Политика ритма: кинематограф украинского авангарда»

Фотогалерея

1-4 из 6

В Берлине продолжается программа украинского кино «Политика ритма: кинематограф украинского авангарда». В рамках этой программы немецкие зрители смогут увидеть наиболее репрезентативные фильмы экспериментальных течений украинского кинематограф 1920-х годов. Отреставрированные фильмы для показа в Берлине предоставил Национальный центр Александра Довженко. 

 

Сегодня в залах Института кино и ведеоарта «Арсенал» состоится показ двух украинских фильмов «Хлеб» (реж. Николай Шпиковский, УССР, 1929) и «Перекоп» (реж. Иван Кавалеридзе, УССР, 1930). К концу недели в рамках программы «Политика ритма» будут также показаны «Штурмовые ночи» (реж. Иван Кавалеридзе, УССР, 1931), «Человек с киноаппаратом» (реж. Дзига Вертов, УССР, 1929). Последние три фильма будет озвучивать Хачатур Канаяна - участник ансамбля Mosaik, художник, работающий в сфере конкретной и новой музыки. 

 

Кураторами программы выступили Георг Витте, Елена Воґман (Свободный университет, Берлин) и Станислав Мензелевський (Центр Довженко, Киев). Вашему вниманию кураторский текст программы.


***


Клишированные представления о советском революционном фильме, как правило, игнорирует национальное и региональное разнообразие тогдашней кинематографии. Концентрируясь на фильмах ВУФКУ, экономически и административно автономной государственной киномонополии УССР, эта ретроспектива пытается представить более дифференцированную историческую картину.


Однако речь идет не только об исторической перспективе и географии. Речь идет также и о современных нам события, о месте кинематографического наследия и работу Национального Центра Александра Довженко, который, несмотря на политические кризис последних лет продолжает выполнять масштабную работу по реставрации, публикации и популяризации ценных архивных материалов. Так, проекты Центра Довженко направлены, в частности, и на пересмотр отношений между политическим и эстетическим.


Какими бы разными ни казались фильмы ретроспективы, все они являются результатом революции. Впрочем, речь идет не столько о кинематографической пропаганде, как о политико-эстетических манифестах, сосредоточенных не только на политических флагах, но и на уникальных лицах; не только на кулаках, но и на движущихся телах и жестах; не только на эксплуатации природных ресурсов и индустриализации, но и на формах и текстурах, в конце концов, в политике ритма.


Эта ретроспектива призвана не только наративизировать и иллюстрировать историю. Ритмика фильма и ритмика революции взаимодействуют на многих различных уровнях, меняя пространство и восприятие. От обыденности индустриализованной труда, из-за геополитических трансформаций города и села до столкновения различных исторических эпохи в конфликте старого и нового - вот траектория этой трансформации.


Ретроспективf также дополненf кинематографом «малых жанров», малоизвестными трейлерами и анимационными роликами, которые обычно предшествовали показаниям немых фильмов.

Последние события