01.07.2015 — 10.07.2015

13:29             13:29

Украинский авангард 1920-х в Берлине

Фотогалерея

1-4 из 5

В кинозалах легендарного «Арсенала» в Берлине с 1 по 10 июля 2015 продолжается программа украинского авангардного кино.


Программа «Политика ритма: кино украинского авангарда» является результатом сотрудничества Национального центра Александра Довженко и Немецкого института кино и видео-арта «Арсенал».


Своей целью эта серия показов имеет преодоление стереотипного восприятия советского кинематографа как монолитного явления. Распространенном игнорированию региональных особенностей советского искусства программа противопоставляет самобытный феномен украинского экспериментального кино 1920-х годов.


Как известно, вторая половина 20-х годов прошлого века была недолгим, но стремительным периодом расцвета украинского советского кино. Деятельность ВУФКУ, кратковременная экономическая автономия от Москвы и появление генерации смелых художников в 20-е годы способствовали созданию в Украине ряда кино- работ, этапных даже в разрезе мирового кино.


Чтобы понять украинское кино 20-х как знаковый эпизод мирового авангардного искусства своего времени, программа «Политика ритма» делает акцент на фильмах конструктивистского уклона и монтажных экспериментов.


В Берлине будет показано два первых полнометражный фильмы Александра Довженко («Земля» и «Арсенал»), в которых мастер впервые в полной мере проявил свой режиссерский талант и дух первооткрывателя.


Одним из стержневых элементов программы станет показ всех трех фильмов украинского периода Дзиги Вертова («Одиннадцатый», «Человек с киноаппаратом», «Энтузиазм (Симфония Донбасса)»). А лирический фильм его брата и до поры до времени соратника Михаила Кауфмана «Весной» был избран фильмом открытия программы.


Украшением немецкой серии показов могут стать два малоизвестные фильмы Ивана Кавалеридзе («Перекоп» и «Штурмовые ночи»). Впервые немецком зрителю представится возможность посмотреть ленты «Два дня» Георгия Стабового и «Хлеб» Николая Шпиковского.


Несмотря на неизбежную преданность советской пропагандистской модели в свое время с ее прославлением коллективизации и индустриализации, украинские фильмы представлены в программе «Политика ритма» своим кипучим эстетическим новаторством преодолевают привязанность к конкретным историческим обстоятельствам и выглядят одной из наиболее интересных вех европейского кино первой половины ХХ века.


Кураторами программы «Политика ритма: кино украинского авангарда» с украинской стороны стал Станислав Мензелевський - киновед и руководитель научно-программного отдела Национального центра Александра Довженко; с немецкой - Георг Витте - профессор славистики и компаративистики Берлинского свободного университета и Елена Вогман - литературовед и аспирантка Берлинского свободного университета.


Отреставрированные и заново озвученные версии фильмов для показа в Германии предоставил Национальный центр Александра Довженко.


Все расписание программы «Политика ритма: кино украинского авангарда»:


1 июля, «Весной», Михаил Кауфман, УССР, 1929
2 июля, «Одиннадцатый», Дзига Вертов, УССР, 1928
3 июля, «Звенигора», Александр Довженко, УССР, 1927
4 июля, «Два дня», Георгий Стабового, УССР, 1927
5 июля, «Энтузиазм (Симфония Донбасса)», Дзига Вертов, УССР, 1930
7 июля, «Перекоп», Иван Кавалеридзе, УССР, 1930, «Хлеб», Николай Шпиковский, УССР, 1929
8 июля, «Штурмовые ночи», Иван Кавалеридзе, УССР, 1931
9 июля, «Человек с киноаппаратом», Дзига Вертов, УССР, 1929
10 июля, «Арсенал», Александр Довженко, УССР, 1929

Последние события