22.08.2015 — 05.09.2015

14:00             19:00

Контрасты кино шестидесятых в «Мыстецком Арсенале»

Фотогалерея

1-4 из 11

20 августа в «Мыстецком Арсенале» откроется проект «Арлекин идет ...» посвящен коллекции произведений и памяти одного из самых известных украинских коллекционеров искусства Игоря Дыченко.


Одним из основных направлений этой выставки будут работы украинских художников-шестидесятников. В дополнение впечатления об этом периоде развития украинского искусства Национальный центр Александра Довженко предлагает в рамках проекта короткую программу фильмов «Контрасты шестидесятых».


Именно в этом году проходит пятьдесят лет с момента выхода на экраны фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» - ключевой работы украинского кино-возрождение шестидесятых. Однако феномен «шестидесятников» в украинском кино далеко не ограничивается единственным Параджановым. Рядом с ним создавало целый круг единомышленников: Юрий Ильенко, Леонид Осыка, Николай Мащенко, Владимир Денисенко, другие. Кинопоказы в рамках программы «Контрасты шестидесятых» обращаются к этим именам и их наиболее визуально интересных картин этого периода.


Расписание показов:


22 августа, суббота, 14:00 - показ короткометражных фильмов поэтического кино 60-х, 1965-1969 г..

  • «Та, что входит в море», реж. Леонид Осыка, 1965
  • «Киевские фрески», реж. Сергей Параджанов, 1966
  • «Ребенок», реж. Николай Мащенко, 1967
  • «Антракт», реж. Борис Ивченко, 1966
  • «Вор», реж. Роман Балаян, 1969

Украинский «поэтическое кино» - течение, возникшее в советском кино в середине 1960-х с выходом «Теней забытых предков». В противовес каноническому советском реалистическом кино она выводила на первый план визуальную выразительность, сюрреалистические и этнографические мотивы. Это течение оставила ряд новаторских фильмов и спровоцировала новое наступление советской идеологической машины на украинское кино, национальное сознание и нетрадиционный художественный поиск.

Несмотря на то, что сегодня украинское «поэтическое кино» - одна из самых известных и даже наиболее избитых страниц истории украинского кино, короткометражные работы мастеров этого периода до часто остаются малоизвестными и неисследованными.

Данная панорама короткометражного поэтического кино 1960-х включает в себя самый студенческий фильм поэтического течения «Да, входящий в море» Леонида Осыки; последний украинский фильм Сергея Параджанова, его незаконченный сюрреалистический шедевр «Киевские фрески»; смелый дебютный фильм последователя Параджанова Романа Балаяна; ранние работы режиссеров зачисленных в школу «поэтического кино» Николая Мащенко и Бориса Ивченко.

 

29 августа, суббота, 16:00 - показ фильма Юрия Ильенко «Колодец для жаждущих», 1965


Фильм-притча о седого старика Льва, которого оставила его семья. Дед начал ухаживать за сельской колодцем, вспоминать свою жену, мечтать о встрече с сыновьями и готовиться к смерти. Впрочем, когда семья деда возвращается в деревню, он также встает к ним из гроба.

«Колодец для жаждущих» - дебютный режиссерский фильм Юрия Ильенко, снятый им сразу после операторской работы на «Тенях забытых предков». На обсуждении фильма после премьеры на киностудии Параджанов сравнил этот фильм с работами Довженко. Однако несмотря на это картину все равно обвинили в «идейном извращении» и положили на полку на 21 год.

«Колодец для жаждущих» было посвящено актеру-курбасовцы Дмитрий Милютенко, который сыграл в фильме свою последнюю роль. Снят на пленку «НИКРОН» этот фильм имеет одно из самых контрастных изображений в истории украинского кино.


5 сентября, суббота, 14:00 - показ фильма Леонида Осыки «Каменный крест», 1968


Накануне отъезда Ивана Дидуха из Галичины в эмиграцию к нему в дом пробирается грабитель. Иван ловит вора и устраивает том ночной соседский суд. К утру Иван прощает вора, однако его соседи все равно решают наказать виновника. После этого Иван устанавливает на горе каменный крест и идет прощаться с соседями.

Третий после Параджанова и Ильенко титан украинского «поэтического кино» Леонид Осыка вместе со сценаристом-поэт Иван Драч в своем втором полнометражном фильме объединил сразу две новеллы Василия Стефаника «Каменный крест» и «Вор». Тем самым ему удалось в одном произведении соединить и моральные взгляды галицких крестьян и их тяжелое социальное положение, что заставляло их массово покидать родные земли.

Благодаря своей визуальной выразительности лента стала одной из эмблематических работ украинского кино 1960-х годов. Именно кадр из «Каменного креста» украсил обложку украинского издания одной из самых известных книг об украинском кино «История украинского кино» Любомира Госейко.
***
Программа кинопоказов «Контрасты шестидесятых» будет частью образовательной программы выставки «Арлекин идет ...», в рамках которой также будет действовать лекторий для по исследованию важных тем по истории украинского искусства ХХ века.

Абонемент на все мероприятия образовательной программы можно приобрести в кассе «Художественного Арсенала». Стоимость абонемента - 80 грн. Абонемент действителен только в дни лекций и кинопоказов.
Все показы будут проходить в «Художественном Арсенале» по адресу, ул. Лаврская, 12 Тел. / Факс: +380 44 288 52 25.

Последние события