29.01.2016 — 25.01.2016

18:00             22:00

«Физики» против «лириков». Фильмы Феликса Соболева. Встреча с Анатолием Борисюком

Фотогалерея

1-4 из 5

Четвертая встреча цикла «Семь коротких встреч: кинематографическое бессознательное 60-х» состоится 29 января. Начало в 18:00, и будет посвящена феномену «научно-художественного» кино, легендарной студии Киевнаучфильм и работам ее лидера Феликса Соболева.

 

В программе вечера будут показаны фильмы: «Разрушенный рассвета» (1965) и «Семь шагов за горизонт» (1968), которые представит Анатолий Борсюк - известный журналист и документальный режиссер, который в течение 15 лет работал на студии Киевнаучфильм.

 

Среди характерных черт шестидесятников наряду с бардовской песней, тур походами и восторгом Эрнестом Хемингуэем, выделялся субкультурный «конфликт» «физиков» и «лириков». Гуманитарному диссидентству противопоставлялась инженерная элита - инженеры-конструкторы, кибернетики и идеологи научного прогресса.

 

Не случайно именно в 1960-х годах в советском обществе возникает повышенный интерес к науке и, как следствие, расцвет Киевской студии научно-популярного кино - одного из главных рупоров волнующих тем научного прогресса в УССР.

 

Феномен Киевнаучфильма, в первую очередь, связывают с именем режиссера Феликса Соболева, который опираясь на сценарную поддержку коллег по студии Юрия Аликова и Евгения Загданского снял ряд резонансных лент и на некоторое время поднял статус научно-популярного кино до уровня художественного. Из мастерской Феликса Соболева вышли такие известные деятели как Александр Роднянский, Анатолий Борсюк, Роман Ширман, Виктор Олендер, Тимур Золоев и другие.

 

Среди творческого коллектива Киевнаучфильма в то время была популярной мысль, что научно-популярное кино берется за такие темы в русле НТР, которые в игровом кино пока не рассматриваются. В этом смысле научно-популярное выигрывало у художественного в своей современности.

 

То, что «научно-популярное кино должно вырасти в научно-художественное», неоднократно заявлял и сам Соболев. А его первый соратник-драматург Евгений Загданский пытался интегрировать в сюжет научно-популярного кино не только так называемое «квантовое мышление», но и эстетические наработки Довженко и Хичкока.

 

Культовые для украинской документалистики работы студий Киевнаучфильма 1960-х «Разрушенный рассвета» (1965) и «Семь шагов за горизонт» (1968) мы будем смотреть вместе с одним из режиссеров этой студии Анатолием Борсюком.

 

Анатолий Борсюк - режиссер студии Киевнаучфильм (1979-1984) и «Четверг» (1989-1993). В 1990-х - один из самых известных телевизионных лиц телеканала «1+1». Автор десятка фильмов, среди которых «Царапина на льду» (1982), «Звезда Вавилова» (1984), «Вместе с Макаренко» (1987), «Окшулаг» (1991), «Ника, которая...» (1995) и других. Автор книги интервью с выдающимися деятелями культуры «35 и один интересный» (Дух и Литера, 2010).

 

ВЗОРВАННЫЙ РАССВЕТ

1965, УССР, Киевская киностудия научно-популярных фильмов, 17 мин.

Режиссер: Феликс Соболев

Сценарист: Евгений Загданский

Оператор: Леонид Прядкин

Композитор: Борис Буевский

Балетмейстер Наталия Скорульская

 

Поэтический очерк об одной пропавшей планету в Солнечной системе. Причины исчезновения планеты неизвестны ученым, однако можно предположить, что планета была уничтожена изнутри.

Разгадывая тайну исчезнувшей планеты, Феликс Соболев, конечно, намекает на разрушительную деятельность человека на Земле, на темную сторону научного прогресса проявленную в технологиях массового уничтожения во время Второй мировой войны.

Уже в этой своей ранней короткометражный работе Соболев вполне проявляет талант экспериментатора, который со временем превратит его имя на главную гордость студии Киевнаучфильм.

Догматическую моральную притчу об опасности рационализма Соболев превращает в яркую гуманистическую кино- думу с использованием антифашистских зарисовок, абстрактной анимации и танцевальных перформансов в стиле хореографических фильмов Майи Дерен.

За двадцать лет после Хиросимы и за двадцать лет до Чернобыля Соболев, не гнушаясь пафоса, словно предостерегает весь мир от самоуничтожения, начиная свою работу эпиграфом Юлиуса Фучика «Люди, я любил вас, будьте бдительны» и заканчивая - сакраментальным «Люди встаньте!».

 

СЕМЬ ШАГОВ ЗА ГОРИЗОНТ

 

1968, УССР, Киевская киностудия научно-популярных фильмов, 72 мин.

Режиссер: Феликс Соболев

Сценарист: Евгений Загданский

Оператор: Леонид Прядкин

В ролях: Игорь Шелушков, Бронислав Дрожжин, Михаил Таль, Александр Смогу, Владимир Райкин

 

Семь документальных новелл о чрезвычайных возможностях человеческого мозга. Герои фильма Соболева и Загданского сплошные сенсации мира шистдесятникив-«физиков»: молниеносный вычислитель с Горького Шелушков, гроссмейстер чемпион Таль, феномен Чиквашвили, бард-импровизатор Смогул, мускульный телепат Дрожжин, врач-гипнолог Райков.

Однако даже не гении и вундеркинды, а само явление чрезвычайных возможностей человеческого организма интересовало Феликса Соболева превыше всего. По словам одного из учеников режиссера - Александра Роднянского - главными героями фильмов Соболева были идеи.

Гуманист и рационалист Соболев в своей вере в человека искал ту границу, где последняя может превзойти саму себя. Тем самым в условиях советской системы декларативной равенства Соболев был одним из немногих, кто в кино поднимал тему сверхчеловека - не в форме «стахановца» или парторга-комбинатора, а как носителя супермозга.

В то же время, несмотря на скрытую идеологическую провокацию, «Семь шагов за горизонт» был скорее экспериментальным поиском ответов на почти детские вопросы. Сколько цифр одновременно может вместить человеческая память? Можно ли победить в шахматы одновременно десять человек? Можно ли управлять автомобилем с черным мешком на голове?

Последние события