28.03.2016 — 29.03.2016

18:00             22:00

«Кинематографическая ревизия Донбасса» на Docudays UA

Фотогалерея

1-4 из 4

На Международном фестивале документального кино Docudays UA Центр Довженка представит издание «Кинематографическая ревизия Донбасса» и забытый резонансный фильм о шахтерских забастовках времен Перестройки.

 

28 марта, 18:00 в рамках фестивальной мастерской Docu / Класс состоится презентация издания «Кинематографическая ревизия Донбасса». Адрес: Дом кино, ул. Саксаганского, 6.

 

«Кинематографическая ревизия Донбасса» – новое издание Национального центра Александра Довженка, созданное при поддержке Государственного фонда фундаментальных исследований.

 

«Кинематографическая ревизия Донбасса» является едва ли не первой попыткой исследовать место пограничного Донбасского региона в истории украинского кинематографа. Разделы книги исследуют массив украинских советских фильмов, локацией которых были пограничные Донецкая и Луганская области и анализируют механизмы репрезентации Донбасса в рамках советских идеологических матриц и мифов.

 

На презентации издания в рамках Docudays UA можно будет узнать:

– главные и второстепенные роли Донбасса в советском кино;

– ключевые украинские фильмы о Донбассе;

– проект «культурфильмы», в рамках которого некоторые из этих фильмов можно будет увидеть и проанализировать вместе со знатоками кино;

– продолжение исследования, посвященного репрезентации Донецкой и Луганской областей в кино, запланированного на 2016 год;

– том, как получить свой экземпляр издания.

 

Участники и участницы презентации:

– Люся Зоря, координатор проектов Центра Довженко;

– Станислав Мензелевский, начальник научно-программного отдела Центра Довженка,

составитель «Кинематографической ревизии Донбасса»;

– Анна Онуфриенко, киновед Центра Довженка, соавтор издания;

– Олександр Телюк, киновед Центра Довженка, соавтор издания;

– Екатерина Яковленко, аспирант Львовского национального университета имени Ивана Франко, соавтор издания;

– Богдан Кияк, помощник директора Государственного фонда фундаментальных исследований.

 

29 марта, 18:00 в кинотеатре «Лира» по адресу ул. Большая Житомирская, 40 состоится показ фильмов «Страйк» и «Выброс» - две части дилогии о забастовках на Донбассе.

 

ИЮЛЬСКИЕ ГРОЗЫ

 

СТРАЙК

1989, УССР, Укркинохроника, ТО «Криница», 82 мин.

 

ВЫБРОС

1991, УССР, Укркинохроника, ТО «Криница», 75 мин.

 

Режиссеры и сценаристы: Анатолий Карась, Виктор Шкурин

Операторы: Виктор Крипченко, Сергей Тимофеев

Звукооператор: Юрий Расторгуев

Музыка: Александр Сметана

Монтаж: Нина Королева

 

«Июльские грозы» - дилогия о первых за долгое время массовых протестах в Советской Украине. Две части дилогии «Страйк» и «Выброс» посвящен двум беспрецедентным по масштабу волнам шахтерских забастовок в Донецке в 1989 и 1990 годах соответственно. В этих исторических забастовках приняло участие несколько сот тысяч горняков. Сами события стали весомым фактором в истории краха советской коммунистической системы.

 

Протесты на Донбассе начались в июле 1989 года - была остановлена работа более ста шахт. Уже через неделю, после начала забастовки шахтеров, стал предметом пециального телевизионного обращения Михаила Горбачева. Представителей стачкома пригласили на переговоры в Москву, где все их требования были временно удовлетворено. Параллельно с развертыванием забастовки и речами горняков на площади в Донецке, авторы фильма наблюдают нищенские условия жизни шахтеров и тяжелые условия труда на шахте «Лидиевка».

 

Второй фильм дилогии «Июльские грозы» начинается с аварии на шахте имени К. И. Поченкова в феврале 1990 года, в результате которого погибли 13 горняков. Со времени летних протестов реальная ситуация на шахтах фактически не меняется, это приводит ко второй волне шахтерских протестов в 1990-1991 годах. Среди лозунгов шахтеров в этот раз появляются политические требования, например, о декоммунизации власти и независимости Украины. Представители шахтеров встречаются с коммунистическими чиновниками, в частности с последним Первым секретарем ЦК КПУ Станиславом Губенко и Председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым. Августовский путч и окончательный распад Страны шахтеры Донбасса встречают в страйкомах.

 

Режиссеры фильма Анатолий Карась и уроженец Донецкой области Виктор Шкурин в своем фильме с восторгом и тревогой ухватывают историю зарождения и развития шахтерского протестного движения. Камера Анатолия Крипченка и Сергея Тимофеева не может оторвать взгляд от пылких речей забастовщиков и внимательно фиксирует эволюцию лозунгов протеста. В 1993 году Независимый профсоюз горняков, забастовочный комитет Донецка и творческое объединение «Криница» выдвинула авторов «Июльская гроза» на присвоение Шевченковской премии, которую они в конце концов и получили.

 

С точки зрения современного зрителя, «Июльские грозы» - бесценный документ эпохи Перестройки. Прежде всего мы видим первые лучи пробуждения современного политического сознания украинцев, которые найдут свое продолжение и в «Революции на граните», и в «Украине без Кучмы», и в двух новочасних Майданах. Да и обретения Украиной Независимости, 25 годовщина которого отмечается в этом году, стала следствием общественных протестов подобных изображенных в «Июльских грозах». Кроме того, трудно будет избежать аналогий с последними историческими событиями в Украине. Так, среди участников коллизий забастовки в фильме можно встретить нескольких персонажей недавнего украинского политикума - бывших нардепов Юрия Болдырева и Петра Симоненко. Интересно и то, что большинство событий фильма разворачиваются на площади перед областным комитетом партии - тем самым зданием, где до 2014 года располагалась Донецкая ОГА, с захвата котороого принял свое начало проект «ДНР».


Последние события