20.10.2016 — 27.11.2016

14:08             14:08

«Милитаризация повседневности» в Мистецком Арсенале

Фотогалерея

1-2 из 2

С 20 октября по 27 ноября в НКММК «Мистецький Арсенал» пройдет масштабный международный выставочный проект «Эфемероиды. ХХ век в плакате», в рамках которого Довженко-Центр представит кинолекционный программу «Милитаризация повседневности: Мой враг - твой враг».


Расписание программы:


4 ноября, пятница, 18:00 - Мультагитпроп - сборник ранней украинской советской анимации.
Представляет Анна Онуфриенко, киновед Довженко-центра.

 

11 ноября, пятница, 18:00 - Демонизация врага и военная пропаганда. Взаимовлияние текста и изображения в пропагандистских фильмах:

  • «Битва за нашу Советскую Украину» (реж. Александр Довженко, 1943);
  • «Мы едем в Германию» (реж. Георг Дальстрьом, Украинфильм времен окупации, 1943).

Представляет Александр Маевский.

 

18 ноября, пятница, 18:00 – Игрушенчные войны:

  • «Юбилейный Праздник Весны в Миттенвальде» (Фильм служба пласта, реж. Зиновий Елиив, 1947);
  • «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (реж. Евгений Шерстобитов, 1964).

Представляет  Анна Погребная.

 

25 ноября, пятница, 18:00 - «Эфемерная пропаганда» - сборник британских и американских агитационных мультфильмов 40-50-х годов.

Представляет Александр Телюк, киновед Довженко-центра.

 

В 1940-х годах правительственные и коммерческие структуры на Западе начали использовать популярность мультфильмов для распространения идей социального страхования, поощрения соблюдения правил дорожного движения и предостережений коммунистической угрозы. Благодаря этому на экранах появились «правильный гражданин» Чарли, сверчок-моралист Джимини Крикет, а диснеевские «звезды» Гуфи и Дональд Дак впервые встретились с новыми урбанистическими вызовами.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

До появления телевидения, кинематограф был одним из основных визуальных медиа, который использовался в целях агитации и пропаганды, как в государствах, которые считались "тоталитарными", так и в странах, которые позиционировались как демократические.

 

В 1920 году в СССР был создан Агитпроп (Отдел агитации и пропаганды при ЦК КПСС), основной целью которого было воспитывать советских людей в духе коммунизма. Его влияние в 1920-х годах распространялся на все сферы культуры.

 

Сборник анимационных короткометражных работ "Мультагитпроп" дает представление о том, как велась агитация по упорядочению различных сфер жизни советских граждан - от критики бюрократизма, прогульництва и капитализма, к поощрению активного образа жизни и государственных займов. Вместе с тем она демонстрирует новаторскую визуальный язык, эстетические и технологические эксперименты в области тогдашней украинской советской анимации.

 

Роль кинематографа в регулировании сознания народных масс заметно возрастает в период Второй мировой войны. Все страны, участвующие в противостоянии, создают своё кинематографическое видение одних и тех же событий. В рамках программы каноническая советская версия будет представлена ​​документальным фильмом Александра Довженка "Битва за нашу Советскую Украину" (1943), противоположный взгляд на вторжение немецких войск можно будет увидеть в фильме "Мы едем в Германию", снятой того же года на студии "Украинфильм", но немецким режиссером во время оккупации.

 

В обоих фильмах путем экспрессивного нарратива, так называемого hate-speech, демонизируется образ врага, вместе с тем видеоряд, который этот текст сопровождает, часто практически нейтральный, а основное сообщение формируется именно текстовой частью.

 

Послевоенный кинематограф продолжает линию милитаризации, несмотря на то, что война бы уже в прошлом. Различные способы милитаризации детства и юности можно проследить в фильмах "Мальчиш-Кибальчиш" (1964) и документальной кинохронике "Юбилейный праздник весны в Миттенвальде" (1947), снятая Фильм службой Пласта в немецком городе Миттенвальд. Оба фильма поощряют детей и юношей быть готовыми к возможному наступлению врага, поскольку "жизнь - не шутки, не танки”.

 

Агитационное кино времен "холодной войны" в программе представлена сборником "Эфемерная пропаганда", которая включает британские и агитационные мультфильмы 1940-1950-х годов, сделанные на заказ таких ангажированных институтов, как Центральный офис информации Великобритании, корпорация «Дженерал Электрик», Совет общественной морали методистских церквей Америки и т.д..  

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Драматургия выставки «Эфемероиды. ХХ век в плакате», выстраивается вокруг тем «человек» , «война» и «тоталитаризм» - это упрощенные блоки, которые позволяют легко составить схему истории ХХ в., один из многих возможных ключей к ее интерпретации.

 

В течение года кураторы Мистецкого Арсенала при содействии коллег из более чем 10-ти музеев Украины, частных коллекционеров и международных институтов работали над созданием основательного визуального исследования истории Европы, которое будет представлено сотнями плакатов разных эпох, стилей и направлений.  

 

«Плакат рассматривается как массовый продукт, средство коммуникации, который способен формировать визуальную культуру общества, диктовать модные тенденции, пропагандировать мировоззренческие установки. И хотя с появлением и развитием новых коммуникативных средств плакат теряет свою коммуникационную роль, но методы воздействия на массовое сознание не изменились. Пропаганда приняла другие формы, доносится через другие каналы, но остается как явление и в современном мире.Поэтому, проект и темы, которые он поднимает настроены на переосмысление определенных исторических событий, опровержение мифов, преодоление советского и колониального наследия Украины, что особенно актуально сейчас в направлении деколонизации украинской истории. Также с помощью проекта предоставляется возможность посмотреть в ретроспективе на изменения роли искусства в то или иное время», - отмечает Анастасия Чередниченко, кандидат исторических наук, приглашенная сокуратора.

 

Эфемероиды - вымышленное специалистами Музея дизайна в Цюрихе определение, как лучше передает сущность плаката - как быстротечность физического существования этого клочка бумаги так и изменчивость идей и стереотипов, созданных с его помощью.

 

История ХХ в. богата событиями, которые сформировали современный мир: две мировые войны, возникновение тоталитарных режимов, распад колониальных империй и становление новых независимых государств. Зеленая революция в 40-70-х годах ХХ в. вместе с успехами медицины привели к быстрому росту населения Земли и продолжительности жизни человека.

 

ХХ в. - эра технологической революции и ряда прорывных изобретений, определило переход от индустриального к информационному обществу. В то же время предел ХХ и ХХI веков стала временем обострения глобальных проблем человечества: перенаселение, исчерпание ресурсов, деградация окружающей среды. Все эти изменения нашли свое отражение в плакате как особом виде графического искусства. В рамках проекта попробуем рассмотреть его как исторический артефакт, отражающий устоявшиеся общественные стандарты и идеологии своего времени.

 

Сюжет о проекте от Громадского Телевиденья:


Последние события