18.11.2016 — 20.11.2016

16:55             16:55

КУЛЬТУРФИЛЬМ: Femme Mute - КИНОПРЕМЬЕРА «ДЖАЛЬМА» (1928)

Фотогалерея

1-4 из 7

18 и 20 ноября осенний кинолекторий Довженко-Кентра «Культурфильм: Femme Mute» завершится лекциями известных иследовательниц Оксаны Булгаковой и Ирины Жеребкиной, а также репремьерой восстановленной ленты «Джальма» (1928) А.Кордюма под аккомпанемент яркой представительницы одесского музыкального андеграунда Анны Брыжатой (aka Bryozone).

КУЛЬТУРФИЛЬМ – традиционная кинолекционная образовательная программа Центра Довженка, формат которой выходит за рамки академического кинообразования, рассматривая кино в его социальном, культурном и историческом измерениях. Эта междисциплинарная инициатива объединяет синефильський опыт с аналитическим - тематические ретроспективы фильмов с их критическим осмыслением в формате лекций украинских и иностранных киноведов, историков, философов и исследователей культуры.

Проект Femme Mute исследует репрезентацию женщины в украинском кинематографе, анализирует, каким было и как менялось тогдашнее видение женщины, а также отношение к гендерному распределению в обществе.

Проэкт КУЛЬТУРФИЛЬМ: Femme Mute проходит при поддержке: Фонда Розы Люксембург в Украине / Rosa Luxemburg Stiftung.


Место: Национальный центр Александра Довженка, ул. Васильковская, 1, метро Голосеевская
Вход на все мероприятия свободный
Facebook-событие: https://www.facebook.com/events/606016639578753/ 
Аккредитация для прессы: pr@dovzhenkocentre.org

 

18 ноября, 18:30, CLOSER (Киев, ул.Нижнеюрковская, 31)

Лекция: «Телесная речь звезд экрана до и после 1917 года»

Лектор Оксана Булгакова


В рамках заключительной лекции осеннего цикла образовательной программы Центра Довженка «Культурфильм» Оксана Булгакова расскажет о специфике телесной языка досоветских и советских звезд экрана, которая в фильмах 1910-20-х годов доходит к нам через призму эстетики натурализма, декаданса и ориентализма. Фильм, возникший как механический способ анализа телесных движений, сохраняет в начале века жесты театральной мелодрамы, передавая эмоции через условный код знаков. В то же время экран разрабатывает жестовый дифференциацию в соответствии с социальными признаками. Изменение телесного поведения героини вписано в роман карьеры или падения. После революции эти разные модели телесной языка приобретают неожиданные сочетания.


Оксана Булгакова – профессор киноведения, Johannes Gutenberg University (Германия), автор ряда книг о советском и немецкий кинематографе («Сергей Эйзенштейн: Три Утопии. Архитектурные проекты для теории кино», 1996; «Приключения доктора Мабузе в стране большевиков», 1995; «Сергей Эйзенштейн. биография», 1998, «Фабрика жестов», Москва 2005 и т.д.) режиссер фильмов («Сталин - это», 1993; «Девочка, которая поцеловала Сталина», 1995; «Многогранность Сергея Эйзенштейна», 1998), куратор выставок, преподаватель Университета Гумбольдта и Свободного университета (Берлин), Стэнфордского университета и Международной школы кино в Кельне. В 2012- 2013 Оксана Булгакова получила стипендию в Стэнфордском центре гуманитарных наук на работу над книгой «Голос и следы времени: Русский архив вокальной памяти».

 

 

20 ноября, Национальный центр Александра Довженка (ул. Васильковская, 1)

Лекция: «Счастливый перформативный брак коммунизма и феминизма в СССР»

Лектор Ирина Жеребкин

Показ «Джальма» (1928), реж. Арнольд Кордюм

Музыкальное сопровождение: Анна Брыжатая

 

Во время лекции Ирина Жеребкин на примере главной героини фильма «Джальма» рассмотрит образ советской украинской феминистки, а также расскажет о традиции советского феминизма после 1917 года, который определялся перфомативним понятием гендера, что, в отличие от западной феминистской теории, описывается не через биологический эссенциализм, а через формирование связи пола с социальными статусами и ролями. В условиях декоммунизации в современной Украине, когда все беды страны считаются обусловленными ее советским прошлым, в фильме «Джальма» мы видим практики прямой демократии в украинском селе.

Ирина Жеребкина - доктор философских наук, профессор кафедры теории культуры и философии науки; директор Харьковского центра гендерных исследований (с 1994); заведующая лабораторией гендерных исследований кафедры теории культуры и философии науки (с 1996); Директор Международного института летних школ по гендерным исследованиям в Форосе (с 1997); главный редактор журнала «Гендерные исследования» (с 1998); Директор проекта «Университетская Сеть по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР» (с 1998); член диссертационного совета по защите диссертаций по социологии в ХНУ им. В.Н. Каразина.

«ДЖАЛЬМА» (1928), реж. Арнольд Кордюм
50 мин., 1928, УСРР, ВУФКУ (Киев)
Сценарист: Арнольд Кордюм, Вадим Охрименко
Оператор: Ян Кравский, Юрий Тамарский
Художник: Василий Кричевский
В ролях: Лидия Островская-Кордюм, Иван Кононенко- Козельский, Николай Братерский, В. Крицкий, Д. Любченко.

На Кавказе, среди живописных гор идет партизанская война между белыми из дивизии Бичерахова и красноармейцами. Чеченская девушка Джальма находит в ущелье раненого украинца Николая. Она спасает ему жизнь и помогает выздороветь. Молодые люди влюбляются и после победы большевиков отправляются вместе в Украине. Так Джальма попадает в традиционное украинское село. Не все радостно приветствуют приезд чужой, так же, как и инициативе Николая по внедрению колхозов и механизации села. Джальма оказывается в ловушке религиозных, этнических и патриархальных предубеждений. Сможет ли девушка найти из нее выход?

Одеситка Анна Брыжатая, она же Bryozone и Anniebri, создает музыку в жанре флекси-хаус, сочетая электронные сэмплы, вокальные партии и неожиданные ритмы. Для проекта "Femme Mute" она создала оригинальный саундтрек к фильму "Джальма", и представит свое музыкальное произведение в Центре Довженка во время мероприятия.


Национальный центр Александра Довженка – государственный киноархив художественных фильмов, сохраняет более 5000 наименований кинопроизведений и является единственным Ассоциированным членом Международной федерации киноархивов (FIAF) в Украине.


Последние события