13.06.2017 — 13.06.2017

11:40             11:40

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ - УКРАИНСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА VIII ОМКФ

Фотогалерея

1-4 из 6

На 8-м Одесском международном кинофестивале Довженко-Центр представит ретроспективу национальных фильмов "Нежный возраст".

 

Это уже третья ретроспектива ОМКФ, которую курирует Центр. Подготовка национальными киноархивами регулярных ретроспектив на международных кинофестивалях - давняя традиция кинофестивалей класса "А" (Канны, Берлин), в Украине начата Центром и ОМКФ в 2015 году.

 

В предыдущие годы на фестивале было показано тематические подборки, посвященные годовщине независимости Украины («Границы свободы: Независимость обеих сторон экрана») и периода оккупации Одессы во время Второй мировой войны ( «Одесса в огне: оккупация / освобождение»).В этом году в программу вошли пять украинских архивных фильмов о подростках и взрослении, снятых в промежутке между «оттепелью» и «перестройкой». Расписанием показов: 

 

16 июля, 18:00

Кинотеатр «Родина», Красный зал

«ХОЛОДНЫЙ МАРТ» (1987) реж. Игорь Минаев(Фильм представит режиссер фильма)
17 июля, 18:00

Кинотеатр «Родина», Красный зал

«Два Федора» (1958) реж. Марлен Хуциев
18 июля, 16:00

Кинотеатр «Родина», Красный зал

«АР-ХИ-МЕ-ДИ» (1975), реж. Александр Павловский
19 июля, 17:00

Кинотеатр «Родина», Красный зал

«НОЧЬ КОРОТКА» (1981) реж. Михаил Беликов

21 июля, 21:30

Зеленый театр

«ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ» (1971) реж. Кира Муратова

 

Facebook-событие: https://www.facebook.com/events/1879668085685675/

 

Переоценка ценностей и поиски своего места в жизни отодвигают каноническую советскую дидактику в фильмах на второй план. Ленты ретроспективы «Нежный возраст» шокируют зрителя оголенностью эмоций, вольнодумной эстетикой и пульсацией настоящей жизни среди монотонной советской обыденности. Вместо того чтобы твердым шагом и сияющими улыбками воплощать на экране идеи коммунизма, вчерашние дети открывают собственную телесность, еще несколько неуклюже осваивают гендерные роли и погружаются в холодный, время увлекательный, и в то же время жуткий космос взрослой жизни ( «Холодный март»). Выходу подростков в большой мир тем временем препядствуют родители, в частности героиня «ДОЛГИХ ПРОВОДОВ», которая одна воспитала сына, а теперь боится одиночества и опустения той метафорической теплицы, которую она годами для него создавала. В этих фильмах присуща советскому кино линейность постепенного перехода от детства к юности, и, наконец, зрелости дает сбой. 

 

ДВА ФЕДОРА

1958,

Одесская киностудия, 86 мин.

Режиссер: Марлен Хуциев

Сценарист: Валерий Савченко

Оператор: Петр Тодоровский

Композитор: Юлий Мейтус

Художник Олег Гроссе

В ролях: Василий Шукшин, Николай Чурсин, Тамара Семина

 

Солдаты возвращаются с войны, победно стучат колеса поезда, звучат песни, мерцают цветы, лозунги и портреты вождей. Женщины и дети бегут навстречу красноармейцам. На одной из остановок солдаты подбирают бездомного парня, который в горниле войны потерял своих родных. Эта внезапная встреча становится началом крепкой мужской дружбы между героем войны Федором и его малолетним тезкой. Старший - восстанавливает разрушенный дом и родной город, младший - получает пищу по талонам и готовит борщи, по вечерам они вместе ходят в кино. Гармоничную жизнь и быт этой двойке нарушает девушка, в которую влюбляется солдат. Возрастные маркеры героев подчеркнуто размыты - юная девушка смотрит «взрослым» взглядом; солдат, чтобы казаться старше, отращивает усы, но иногда ведет себя более инфантильно, чем его юный друг.

 

Один из первых фильмов периода оттепели, когда «большой стиль» сталинского кино с его помпезностью и театральной условностью меняется психологически выверенными камерными историями, так называемыми киноповестями. Внимание к деталям и визуальная свобода в фильме чувствуется благодаря чрезвычайно подвижной камере Петра Тодоровского и динамическом монтажа. Кинематограф оттепели, вслед за итальянским неореализмом, часто работает с непрофессиональными актерами. Для исполнителя главной роли, писателя Василия Шукшина, это вторая роль в кино после участия в студенческой короткометражке Андрея Тарковского «Убийцы». Будущая народная артистка СССР Тамара Семина во время съемок была еще второкурсницей. Девятилетний Коля Чурсин снимался впервые. 

 

ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ

 

1971, Одесская киностудия, 90 мин.

Режиссер: Кира Муратова

Сценарист: Наталья Рязанцева

Оператор: Геннадий Карюк

Композитор Олег Каравайчук

Художник Энрике Родригес

В ролях: Зинаида Шарко, Олег Владимирский, Юрий Каюров, Светлана Кабанова, Лидия Базильська, Татьяна Мычко.

 

Парень Саша, родители которого давно разведены, живет с матерью. Она его любит, бережно ухаживает и воспитывает. После летних каникул юноша возвращается от отца, с которым он съездил в археологическую экспедицию, с твердым намерением перебраться жить к нему в Новосибирск. Мать случайно узнает о планах парня и не находит себе места. Она проводит собственное, не слишком нравственное, расследование, чтобы понять, что тянет сына в чужие края, и пытается разными способами удержать сына. Подросток в фильме движется и говорит как бы с трудом, так как постоянно плывет против течения или продирается через чрезмерное накопление вещей и значений, которыми режиссер щедро восполняет кадр, на свободу.

 

Муратова продолжает тему, начатую в предыдущей ленте «Короткие встречи», - о различных моделях существования, оседлую женственность в фильме блестяще воплощает Зинаида Шарко. Отца с романтической профессией археолога видим только на фотослайдах - в окружении сына и юных аспиранток. Но фильм фокусируется на третьей фигуре - подростке, который должен решить, остаться в мире декоративных растений, резной мебели и длинных светских разговоров, или в конце концов повзрослеть и рискнуть начать собственную жизнь, отдельное от матери. Уже в этом раннем фильме Муратовой, узнаем присущую ее героям невротичность диалогов - с повторами и время экзальтированной жестовой речью.

 

Фильм был закончен в 1971 году, но на экраны попал только в 1987-м, тогда же получил призы на Всесоюзном кинофестивале и на МКФ в Локарно. Из-за этого фильм режиссера со скандалом лишили диплома ВГИКа и надолго запретили снимать.

 

АР-ХИ-МЕ-ДЫ!

 

1975, Одесская киностудия, 83 мин.

Режиссер: Александр Павловский

Сценарист: Юрий Киселев

Оператор: Александр Полынников

Композитор Марк Минков

Художник: Владимир Бурук

В ролях: Сергей Иванов, Александр Игнатуша, Моисей Мурадян, Сергей Михайлов, Галина Сулима, Александр Хочинский

 

В свободное от работы время четверо ребят играют в заводском вокально-инструментальном ансамбле «Ар-хи-ме-ды». Группа попадает на центральное телевидение, где их замечает не последний человек в музыкальном мире, худрук филармонии, и приглашает серьезно заняться музыкой. Но для этого нужно уволиться с завода. Молодые люди коллективным голосованием решают покинуть ряды рабочего класса, их теперь ждут репетиции, гастроли, красивая жизнь да и поклонницы. И одного из юношей, талантливого, однако не очень добросовестного работника Алексея Метелкина, не отпускает мастер - он должен закончить свой инженерный изобретение, также не пускают родители - «ты не ударник, а барабанщик, человека за труд называют ударником». Метелкина сыграл Сергей Иванов, известный по роли Кузнечика в фильме «В бой идут одни старики».

 

Фильм поражает эклектичностью жанровых наслоений - он удивительным образом сочетает производственную драму с молодежным мюзиклом, телевизионный формат советских музыкальных шоу со стилизацией под клипы западных рок- и поп-групп, истинно советский содержание с развлекательно-коммерческой форме. В частности, на этом стыке различных эстетических измерений строится комедийный эффект ленты. И хотя в фильме звучит абсолютно благонадежна советская эстрадная музыка в исполнении ВИА «Поющие сердца», манера съемки, одежда и поведение героев недвусмысленно отсылают к музыкальным процессов, в то время бушевали за железным занавесом.

 

НОЧЬ КОРОТКА

 

1981, Киевская киностудия художественных фильмов им. А.П. Довженко, 74 мин.

Режиссер: Михаил Беликов

Сценаристы: Михаил Беликов, Владимир Меньшов

Оператор: Василий Трушковский

Композитор: Юлий Мейтус

Художник Алексей Левченко

В ролях: Сергей Канищев, Эдуард Соболев, Татьяна Каплун, Лена среды, Наталья Селиверстова, Игорь Охлупин.

 

События фильма разворачиваются в послевоенное время во дворе-колодце, своей округлой формой напоминает то планетарий, то паноптикум. И хотя солнечные лучи сюда попадают только в полдень, каждый житель, как в свете софитов, находится под пристальными взглядами соседей. Здесь, в темных и скромно обставленных коммунальных квартирах, живут герои фильма, в том числе и мальчик Ваня Голубенко с тетей-вдовой. На свой день рождения он получает в подарок сапоги и письмо, якобы от отца, веру в существование которого поддерживает его тетя. Чтобы посмотреть, как они живут и подбодрить парня, к ним приезжает фронтовой друг отца с космическим именем Меркурий, означает «планета, ближайшая к солнцу» - расшифровывает он одну из многочисленных астрономических метафор в фильме. Именно Меркурий становится тем моральным авторитетом, который помогает ребятам не пуститься берега в сложный жизненный период. В этом же дворе Ваня встречает свою первую любовь - девочку из хорошей семьи Алину. Но их взросления и расставания так же неизбежные, как и солнечное затмение, которое они вместе наблюдают сквозь закопченные обломки стекла.

 

В фильме режиссерское видение сливается со взглядом парня, которому окружающий мир представляется то лирически прекрасным, то подавляющее отталкивающим, как это часто и бывает в подростковом возрасте. Сюжет ленты насквозь прошивают послевоенные романсы, а движение камеры, которая ни на миг не останавливается, синхронизируется с музыкой, доносящийся из патефона - неотъемлемого атрибута фильмов о послевоенное время. Эта лента, через будто неприметную личную историю и тщательно подобранные винтажные детали, успешно работает с коллективной памятью целого поколения.

 

ХОЛОДНЫЙ МАРТ

 

1987, Одесская киностудия, 96 мин.

Режиссер: Игорь Минаев

Сценарист: Александр Горохов

Оператор: Владимир Панков

Композитор: Анатолий Дергачев

Художник: Анатолий Наумов

В ролях: Андрей Голубеев, Людмила Давыдова, Максим Киселев, Николай Токарь, Андрей Любимов.

 

Второкурсник Митя переводится учиться в СПТУ на окраине провинциального городка. Новое место встречает его темнотой, бездорожьем, дедовщиной и осложнением отношений с девушкой, ради которой он, собственно, и приехал. Директор училища и его жена - семья интеллигентов, которые еще верят в идеалы советской педагогики. Они пытаются обратить на правильный путь и окультурить своих подопечных, которые попали под влияние уличной шпаны. В ход идут театр, экскурсии, декламации Пушкина, самодеятельность и просто разговоры по душам. Но архаичные законы стаи, по которым живут молодые люди, и мрачную провинциальность не так просто преодолеть.

 

Фильм снят в последние годы существования Советского Союза, когда уже было предчувствие будущих изменений и того, что неустроенность кризисных лет вот-вот должна измениться якобы чем-то новым и лучшим, так же как подростковые метания меняются зрелостью, холодные месяцы - теплыми. Свет в фильме используется как визуальная метафора ограниченного взгляда, площадь видимого постоянно то сужается, то расширяется. Герои и зрители в основном видят только те объекты, которые выхватывает свет фонарика, фар, Дискобол на танцах, окон и витрин, остальные объектов остаются в темноте. Редкие кадры залитых солнцем весенних дней преломляются сквозь решетки, сетки, рамы и зеленое стекло окон в училище, которые создают душное ощущение плавания в аквариуме, или жизнь "в пивной бутылке», по словам одного из героев. Эту первую и последующую полнометражную картину Игоря Минаева «Первый этаж» показали в «Двухнедельнике режиссеров» на Каннском кинофестивале, следующие свои работы режиссер снимал уже во Франции.

 

Последние события