05.10.2016
 

В Харькове покажут фильмы о Западной Украине

С 4 по 18 октября в Харькове проходит культурный форум «ПогранКульт: ГалицияКульт». В рамках кинопрограммы Форума Центр Довженка представит харьковчанам и гостям мероприятия два фильма о Западной Галиции.


Программа «ПогранКульт: ГалицияКульт» будет включать более 80 культурных событий: кинопоказы, концерты, театральные представления, литературные чтения, художественные выставки, лекции и дискуссии.


Расписание активностей Центра Довженка во время Форума:

 

Четверг, 6 октября

Место: Культурный центр «ART AREA ДК» (Харьков, ул. Чернышевского, 13)


18:00 - показ художественного фильма «Каменный крест».


КАМЕННЫЙ КРЕСТ

1968, УССР, Киностудия имени Александра Довженка, 77 '

Режиссер: Леонид Осыка

Сценарист: Иван Драч

Оператор: Валерий Квас

Композитор: Владимир Губа

В ролях: Даниил Ильченко, Борислав Брондуков, Константин Степанков, Василий Симчич, Антонина Лефтий, Миколайчук Иван 

 

Накануне отъезда Ивана Дидуха из Галичины в эмиграцию к нему в дом пробирается грабитель. Иван ловит вора и устраивает ему ночной соседский суд. К утру Иван прощает вора, однако его соседи все равно решают наказать виновника. После этого Иван устанавливает на горе каменный крест и идет прощаться с соседями.

 

Третий после Параджанова и Ильенко титан украинского «поэтического кино» Леонид Осыка вместе со сценаристом-поэтом Иваном Драчем в своем втором полнометражном фильме объединил сразу две новеллы Василия Стефаника «Каменный крест» и «Вор». Тем самым ему удалось в одном произведении соединить и моральные взгляды галицких крестьян и их тяжелое социальное положение, что заставляло их массово покидать родные земли.


Благодаря своей визуальной выразительности лента стала одной из эмблематических работ украинского кино 1960-х годов. Именно кадр из «Каменного креста» украсил обложку украинского издания одной из самых известных книг об украинском кино «История украинского кино» Любомира Госейко.


Фильм представит Станислав Мензелевський - руководитель научно-исследовательского отдела Центра Довженка, культуролог, переводчик.

 

Пятница, 7 октября

Место: «Студия 42» (Харьков, пл. Конституции, 1, подъезд 7, этаж 2)


18:00 - лекция «Советизация Западной Украины на примере кинополитики». Лектор: Александр Телюк - научный сотрудник Центра Довженка, кинокритик.


Советская аннексия Галиции, Северной Буковины и Закарпатья в 1939-1945 годах нашла стремительное отражение в украинском советском кино. Только захватив часть Польши, советское руководство направляет туда для агитации местного населения 250 копий довженковского фильма «Щорс». Самому Довженко поручают снимать пропагандистскую ленту о Буковине. В то же время западноукраинские земли начинают активно появляются в сюжетах новых советских фильмов. На примере картин «Освобождение» (1940), «Ветер с Востока» (1940), «Олекса Довбуш» (1959) и «Белая птица с черной отметиной» (1970) мы проследим, как менялась советская колониальная риторика по отношению к Западной Украине.


19:00 - показ художественного фильма «Белая птица с черной отметиной».


БЕЛАЯ ПТИЦА С ЧЕРНОЙ ОТМЕТИНОЙ

1970, УССР, Киностудия имени Александра Довженка, 93 мин.

Режиссер: Юрий Ильенко

Сценаристы: Юрий Ильенко, Иван Миколайчук

Оператор: Вилен Калюта

Художник: Анатолий Мамонтов

В ролях: Лариса Кадочникова, Иван Миколайчук, Богдан Ступка, Наталья Наум, Джемма Фирсова, Александр Плотников, Василий Симчич 

 

В своей третьей режиссерской работе Юрий Ильенко исследует трагедию бедной украинской семьи Колокольников, которая живет в Карпатах недалеко от румынской границы в тяжелые времена войны и террора (1937-1947). Четверо братьев играют в сельском ансамбле, однако борьба между украинцами-националистами, сторонниками нацистов и сторонниками советской власти забирает одного участника за другим: Петр присоединяется к Красной армии, Орест - в УПА, а Богдан остается дома. Однако судьбы братьев переплетаются и в любви, и в борьбе.


В основе фильма «Белая птица с черной отметиной» - классический украинский нарратив, в котором революция возникает точкой, где сходятся и трансформируются судьбы человека и коллектива. Несмотря на цензурные ограничения, наложенные на Ильенко, фильм поражает зрителя мощной режиссурой и блестящей актерской игрой. Эта поэтическая, экспрессивная и глубоко метафорическая лента о социальных и личностных конфликтах во времена войны была высоко оценена на международных фестивалях в Москве и Сорренто.

Похожие новости