24.11.2016
 

Украинский немая комедия "Свиньи - всегда свиньи"

Германия передала Украине немую комедию «Свиньи - всегда свиньи» (1930), снятую на Одесской кинофабрике «Украинфильма» в 1930 году режиссером Хананом Шмаином.

 

Фильм, который считался утраченным, в 2015 году в Федеральном архиве Германии нашел российский кино исследователь Петр Багров. 22 августа 2016, благодаря Посольству Украины в Германии, семь рулонов на положительной и отрицательной пленке пополнили фильмофонд Национального центра Александра Довженка.

 

«Находки, подобные «Свиней ... », случаются редко и в основном случайно, потому что Центр Довженко, к сожалению, не имеет пока ресурсов для системного изучения иностранных кинофондов, в некоторых из них, таких как чешский, югославский, немецкий, французский и японский, вне всякого сомнения, есть еще немало украинского немого кино, которое сейчас считается утраченным. Порой они могут существенно изменить нынешние наши представления о раннем украинском кино», - прокомментировал возвращение ленты Иван Козленко, директор Национального центра Александра Довженка.

 

Стоит заметить, что комедии - это редкий жанр среди сохраненного украинского кино немого периода, поскольку из-за критики и высмеивания тогдашних социальных пороков, они первыми попадали под запрет еще до выхода на экраны. На сегодня известно только пять сохранившихся украинских немых кинокомедий, среди которых «Свиньи ...» - одна из лучших.

 

«Свиньи ... » - остроумная, сатирическая комедия, в которой высмеиваются далекие от исторических вызовов времени советский бюрократизм, формализм, доведенный до абсурда беспорядком и саботажем, мещанство и провинциализм. В этой своей установке фильм сближается с мещанскими комедиями Николая Шпиковского и особенно с его легендарным «Шкурником» (1929), нацеленным на имманентную критику нового советского быта, и образует вместе с ним отдельный корпус ранней украинской сатирической кинокомедии.

 

Ханан Шмаин – сейчас абсолютно забытый самобытный режиссер курбасовской школы. Осенью 1921 года, когда Кийдрамте переехал в Белую Церковь, 19-летний Ханан присоединился к студии драматического искусства, которая действовала при театре. С 1923 до 1928 года он работает в режиссерской лаборатории «Березиль» и ассистирует Курбасу в ряде постановок. В 1930-м году Шмаин переезжает в Одессу, где начинает работать на кинофабрике. В этом же году у Анана рождается сын Илья, впоследствии - известный богослов и православный священник.

 

«Свиньи - всегда свиньи» - полнометражный режиссерский дебют Шмаина. В 1936-м он снимает свой самый известный фильм на Киевской кинофабрике - кинокомедию «Однажды летом» по сценарию Ильфа и Петрова с Игорем Ильинским в главной роли. Успех фильма вызвал зависть коллег, особенно новоприбывших русских режиссеров, которым планировалось «заменить» почти сплошь репрессированных украинских кинопрофессионалов.

 

Вот как об этом рассказывает внучка Шмаина, культуролог-гебраист Анна Шмаина-Великанова: «Это был знаменитый его фильм, после которого Пырьев его «съел». А уже когда Леся Курбаса расстреляли - ему с семьей пришлось срочно бежать. И так он оказался в Москве». Удивительная также история чудесного спасения Шмаина в немецком плену во время войны: «Когда началась война, он в первые дни пошел в московское ополчение. И попал сразу же в плен. И невероятные ребята из Белой Церкви, помнили его отца, Моисея Шмаина - кондитера, прятали его во время селекции три года подряд.

 

«Свиньи - всегда свиньи» - третья после «Тараса Трясила» (1926) Петра Чардынина и «Небывалого похода» (1931) Михаила Кауфмана большая находка, которая пополнила государственный фильмофонд.

Похожие новости