11.10.2017
 

Трилогия Довженко в Испании

С 20 по 22 октября в столице Испании пройдут ретроспективные показы самых известных фильмов Александра Довженко «Звенигора» (1927), «Арсенал» (1929) и «Земля» (1930). 

 

Оцифрованные Довженко-Центром копии фильмов, по случаю 100-летия Октябрьской революции, покажут в мадридском кинотеатре Círculo de Bellas Artes de Madrid. 

 

Расписание сеансов: 

 

20 октября 

17:00 «Арсенал»

22:00 «Звенигора» 

 

21 октября

17:00 «Земля»

22:00 «Арсенал» 

 

22 октября 

18:00 «Земля»

20:00 «Звенигора»  

 

 

ЗВЕНИГОРА / Заколдованное место (1927) 

 

ВУФКУ (Одесса) 97 мин.

 

Режиссер: Александр Довженко

Сценарист: Майк Йохансен, Юрий Тютюнник, Александр Довженко

Оператор: Борис Завелев

Художник: Василий Кричевский

В ролях: Семен Свашенко, Николай Надемский, Георгий Астафьев, Лесь Подорожный, Владимир Уральский. 

 

Первый фильм немой трилогии Довженко, после которого за ним закрепилось реноме ведущего украинского кинорежиссера, вызвал ожесточенную дискуссию о национальном кинематограф.

Седой дед веками хранит политые кровью скифские сокровища Звенигоры. На его глазах, словно во сне, меняются исторические эпохи - от прихода варягов, Гайдаматчины и до Первой мировой войны и Октябрьской революции. 

 

«Золотая лихорадка» порождает фантастические видения у кладоискателей и кружит голову старшему внуку деда - Павлу. Младший внук Тимофей меняет дедовский архаичный мир природы на «рабфак» и индустриализацию. На заколдованной горе герои встретятся в решающей схватке. 

 

Магические трюки раннего немого кино, мрачный мистицизм немецких фильмов 1920-х годов, чаплиновская ирония, авангардный монтаж - это все неповторимым образом соединил Довженко в своей лирико-эпической ленте. 

 

АРСЕНАЛ (1928) 

 

ВУФКУ (Одесса) 93 мин.

Режиссер: Александр Довженко

Сценарист: Александр Довженко

Оператор: Даниил Демуцкий

Художники: Владимир Мюллер, Иосиф Шпинель

В ролях: Семен Свашенко, Амвросий Бучма, Дмитрий Эрдман, Сергей Петров, Николай Кучинский, Николай Надемский. 

Из трех фильмов немой трилогии Довженко самый сложный по форме, «Арсенал», прославил его в масштабах не только Советского Союза, но и Западной Европы и Северной Америки.

 

В конце концов, Национальный совет американских кинокритиков отметил «Арсенал» среди пяти лучших лент 1929 года, наряду со «Страстями Жанны Д'Арк» Карла-Теодора Дрейера.

 

Тематически фильм близок к «Звенигоре»: в фокусе Довженко снова оказываются революция и гражданская война в Украине, точнее события конца Первой мировой войны, увенчавшиеся неудачным большевистским восстанием в январе 1918 года в Киеве. В советском мифе восстание на «Арсенале» является едва ли не ключевым эпизодом в сюжете большевистского мученичества в Украине. Впрочем, следует помнить, что восстание было не так народным бунтом киевлян против Центральной Рады, как выступлением против нее русских рабочих, подстрекаемые большевиками, которые боролись за власть в Украине. Довженко же, увлеченный идеями национального освобождения и социальной революции, вынес события восстания в маргиналии нарратива, создав в конце концов программный политический фильм для украинской интеллигенции по обе стороны баррикады гражданской войны. 

 

Смутное определение противоборствующих сил восстания, параллельный монтаж различных событий оставляют зрителя наедине скорее с чувством хаоса войны, чем с четким политическим посланием и насильственной интерпретацией. Тогда как эксцентричная манера игры, экспрессивные возможности освещения, съемки и монтажа дают режиссеру возможность вписать камерные истории отдельных людей в более широкую канву исторического полотна и сформулировать четкий пацифистский месседж. 

 

ЗЕМЛЯ (1930) 

 

ВУФКУ (Киев) 79 мин.

 

Режиссер: Александр Довженко

Сценарист: Александр Довженко

Оператор: Даниил Демуцкий

Художник: Василий Кричевский (мл.)

В ролях: Семен Свашенко, Степан Шкурат, Юлия Солнцева, Елена Максимова, Владимир Михайлов, Николай Надемский, Петр Масоха.

 

«Земля», которая и по сей день считается одной из лучших украинских лент, задумывалась как первый украинский звуковой фильм. В «Земле» Довженко возвращается к более конвенциональной повествовательной форме. Более того, это его первый фильм на современную, а не историческую, тематику. Буйство природы, благородные лица крестьян, полнокровность и человекоподобность животных - в этот пантеистический мир режиссер стремится вписать аграрную технику и новые порядки, не нарушив естественный статус кво. Довженко не мог предположить, что коллективизация обернется трагедией для украинского народа - запустит маховик голодомора как реакцию на социальную неповиновение.

 

В «Земле» Довженко говорит на языке языческого обряда - приход нового здесь всегда связан с отмиранием старого. Простой сюжет «Земли» раскрывает историю украинского села и партийной борьбы за внедрение колхозов в 1920-х годах. Молодой коммунист Василий с помощью местной парторганизации получает трактор и перепахивает частные пределы «на кулацких полях ...» Этот энтузиазм стоил ему жизни, впрочем превратил Василия в мученика, необходимую жертву нового социального порядка. В советской прессе фильм жестко раскритиковали за "натурализм".

Похожие новости