05.02.2014
 

Коллекция «Шевченко 200»

Коллекция "Шевченко 200" создана по государственному заказу Госкино: мы собрали самые известные художественные фильмы о Шевченко, которые создали кинематографический канон репрезентации поэта как национального гения и пророка. Созданные между 1926 и 1964, они демонстрируют развитие этого героического канона, который еще ждет своего научного изучения. Ведь официальный Шевченко, каким мы его знаем из учебников и официоза - символическая фигура, миф, создававшийся целыми поколениями ученых и бюрократов. Тем интереснее наблюдать, как происходил этот процесс мифологизации - от ходульно-схематичного "Тараса Шевченко" Петра Чардынина (1926), эпического "Тараса Шевченко" Игоря Савченко (1951), до диссидентского по настроению "Сна" Владимира Денисенко (1964). В коллекцию также входит музыкальный фильм-экранизация поэмы Шевченко и созданной по ее мотивам оперы Михаила Вериковского "Наймычка" (1963) и документальные ленты "Тарас Шевченко. Наследие. Надежды" Леонида Аничкина (1994-1995) и "Две доли" Бориса Квашнева (2007).

 

Самое интересное в кино-шевченкиане – это отражение (или даже – формирование) эволюции образа Шевченко в общественном сознании: от революционера-радикала, эпатажного артиста до народного мученика и мужицкого пророка. Именно кино в значительной мере сформировало этот теперь широко узнаваемый образ. Но стоит помнить, что первым режиссерам пришлось создавать его по собственному представлению.

Ко времени выхода первого фильма о Шевченко существовало всего несколько его скульптурных воплощений, весьма далеких от нынешней иконографии поэта: кубистический полнофигурный памятник Шевченко в Ромнах, работы Ивана Кавалеридзе, открытый 27 октября 1918 года, бюст Шевченко в Петрограде, открытый 1 декабря 1918 года и аляповато-карикатурный фанерный бюст Шевченко в Киеве, водруженный большевиками на постамент только что сброшенной с него княгини Ольги, работы того же Ивана Кавалеридзе.

 

Труднее всего впервые изобразить Шевченко в движении было, по всей видимости, Петру Чардынину, приступившему к съемкам фильма в 1925 году со всей обстоятельностью: впервые к съемкам кино, в то время еще не признанного полноценным искусством, были привлечены авторитетные ученые: художник-модернист Василь Кричевский в качестве оформителя и академик Сергей Ефремов в качестве научного консультанта. На главную роль был приглашен лучший актер экспериментального театра Леся Курбаса «Березиль» Амвросий Бучма. Этот первый – довольно грузный и малодинамичный – украинский байопик, в котором вскоре ставшие христоматийными сцены из жизни Шевечнко перемежались иллюстрациями его поэзии, стал едва ли не самой дорогой постановкой своего времени. Двухсерийный трехчасовой опус, в котором Бучма, идеальный практик курбасовской теории «перевоплощения», изображал жизнь поэта от юности до самой смерти, имел огромную популярность в Украине и за границей – особенно на украинских землях Польши и Румынии. Первая треть фильма, шедшая в прокате в качестве отдельно детского фильма «Детство Тараса», отличается глубоким лиризмом и проникновенностью – она снята Чардыниным под явным влиянием жены – Маргариты Барской-Чардыниной, основательницы жанра советского детского кино. Для двд мы смонтировали короткую версию фильма, музыку к которой написал киевский джазист Александр Саратский.

 

Вторая попытка «оживить» поэта была предпринята четверть века спустя обласканным Сталиным Игорем Савченко, лауреатом к тому времени уже двух Сталинских премий. Прекрасно освоивший (или изобретший) жанр пропагандистской исторической драмы режиссер, пригласил на главную роль в фильме тогда еще малоизвестного актера, а вскоре – оскароносного режиссера Сергея Бондарчука. Снятый с эпическим размахом фильм, над которым работали лучшие киношники своего времени – оператор Данило Демуцкий, композитор Борис Лятошинский, актеры Гнат Юра, Евгений Самойлов, Наталья Ужвий, Марк Бернес, стал триумфом сталинской кинопропаганды и сформировал официальный советский канон репрезентации Шевченко. Впрочем, о действительных планах Савченко мы можем только догадываться: из-за его внезапной смерти во время съемок, монтаж фильма осуществляли его ассистенты Александр Алов и Владимир Наумов, которые не могли проигнорировать 12 редакторских правок Сталина. Говорят, режиссерская версия фильма Савченко хранится в фондах российского Госфильмофонда.

 

Тринадцать лет спустя подступиться к, казалось бы, исчерпанной Савченко теме, решился режиссер Владимир Денисенко. Отличавшийся особенным лиризмом режиссер, не чуждавшийся экзистенциальных тем, поставил перед собой почти неразрешимую задачу: снять с Шевченко позолоту и показать его живым, мятущимся, стражающим человеком. Оставшись недовольным пробами двух претендентов на главную роль – Костя Степанкова и Николая Губенко, - он рискует попробовать в фильме студента Ивана Мыколайчука. Это была первая роль в кино будущего украинского секс-символа. Очень настроенческий, по интонации даже несколько антирежимный, глубоко индивидуальный фильм стал провозвестником рождающегося украинского поэтического кино. Интересно, что деда Тараса в фильме сыграл Петр Вексляров, известный в будущем бессменный ведущий программы «Надобраніч, діти!» Дид Панас.

 

Замыкает кино-шевченкиану музыкальный фильм по мотивам оперы Михаила Вериковского по одноимённой поэме Тараса Шевченко «Наймычка» (1963). Сюжет поэмы Шевченко манил украинских кинематографистов с самого возникновения киноиндустрии в Украине: в 1911 году одним из первых украинских игровых фильмов, созданных в Екатеринославе (теперь – Днепропетровск) Данилом Сахненко, был фильм-спектакль «Наймычка», который представлял собой кинофиксацию пьесы в исполнении театра корифеев Миколы Садовского. Жанр кино-оперы, созданный в конце 1930-х годов все тем же Иваном Кавалеридзе, в 1960-х годах, при рождении такого уникального феномена как украинское поэтическое кино, можно было бы назвать консервативным, даже реакционным, если бы роли в «Наймычке» 1963 года не исполняли оперные певцы с мировым именем – Борис Гмыря и Лариса Руденко.

 

В оформлении коллекции использованы изображения оригинальных киноплакатов к фильмам, в том числе и редкий плакат к фильму «Тарас Шевченко» 1926 года работы теперь незаслуженно забытого украинского художника-плакатиста Константина Болотова. 

 

Получить бесплатно dvd-колекцию "Шевченко 200" можно по официальному запросу для культурно-ознакомительных целей. Сделать заказ можна здесь.

Похожие новости